НАРОДЫ ГОГ И МАГОГ. ТОЛКОВАНИЕ СВЯТЫХ ОТЕЦ.
"И҆ є҆гда̀ сконча́етсѧ ты́сѧща лѣ́тъ, разрѣше́нъ бѹ́детъ сатана̀ ѿ темни́цы своеѧ̀ и҆ и҆зы́детъ прельсти́ти ѩ҆зы́ки сѹ́щыѧ на четы́рехъ ѹ҆́глѣхъ землѝ, гѡ́га и҆ магѡ́га, собра́ти и҆̀хъ на бра́нь, и҆́хже число̀ ѩ҆́кѡ песо́къ морскі́й".
(Откр. 20,7)
"Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской".
(Откр. 20,7)
Блаженный Августин:
В то время, следовательно, он прельстит именно для того, чтобы вовлечь в эту войну. Ибо всякими способами, какими мог, он прельщал множеством и разнообразием зла и прежде. Сказано "выйдет", т.е. от тайной ненависти перейдет к открытому преследованию. Это будет последнее преследование, которому, перед наступлением последнего суда, по всей земле подвергнется святая Церковь, т.е. град Христов от всего града дьявольского, пока они оба еще будут на земле. Под народами, которые называются Гог и Магог, не следует разуметь каких-нибудь варваров, населяющих какую-либо часть земли, вроде Гетов и Массагетов, как думают некоторые на основании сходства в буквах их имен, или вроде других иноплеменных, не находящихся под римскою властью (народов). Ибо они выставляются живущими по всей земле, когда говорится: "Выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли", а затем прибавляется: "Гога и Магога". Значение этих имен в переводе таково: Гог — кровля, Магог — из-под кровли; как будто бы — дом, и тот, кто выходит из дома.
Итак, это те народы, в которых, как мы показали выше, заключен, как в бездне, диявол; и сам он — как бы выступает и выходит из них: те — кровля, он — из-под кровли. Если же оба названия отнесем к народам, а не одно — к ним, другое — к дияволу, то они будут и кровлею, потому что в них в настоящее время заключен и ими некоторым образом прикрывается древний враг; и они же будут из-под кровли, когда перейдут от тайной ненависти к явной.
(О Граде Божием, 20.11)
Святитель Андрей Кесарийский:
Указанное тысячелетие некоторые исчисляли, не знаю почему, за три с половиною года, протекших от Крещения Христа до его Вознесения на небо, после чего диавол будто бы был освобожден. Напротив того, другие полагали, что после шести тысяч лет будут воскрешены одни умершие святые, чтобы они наслаждались тысячу лет удовольствиями и славою на той земле, где им приходилось терпеть мучения, а уже после этого наступит общее воскресение и праведных, и грешников. Церковь не принимает этих толкований, а потому излишне и говорить о них. И мы, на основании слов Господа саддукеям о праведниках, что они яко ангели Божии на небеси суть (Мф. 22,30), и слов апостола, что несть Царство Божие брашно и питие (Рим. 14,17), тысячу лет считаем за время проповеди Евангелия. Потому что нет необходимости, как мы говорили об этом ранее, считать эту тысячу лет за точно определенное число, но, как сказано в Песни Песней: муж принесет в плоде его тысячу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его (Песн. 8,11-12), где обозначается не число, а обилие и избыток урожая, так и здесь — совершенный плод веры. И после этого придет человек беззакония, сын погибели (2 Фес. 2,3), да, по апостолу, суд приимут все не веровавшие истине, но благоволившие в неправде (2 Фес. 2,12), и по слову Господа, сказавшего: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, тою приемлете (Ин. 5,43).
Тогда сатана, освобожденный из своего заключения, как сказано, обольстит все народы и поднимет на брань Гога и Магога для опустошения вселенной. Некоторые полагают, что Гог и Магог суть полунощные, отдаленные скифские народы, называемые нами гуннами, самые многочисленные и воинственные из всех земных народов. Лишь Божественная десница удерживает их от овладения вселенной до освобождения диавола. Иные же говорят, что Гог по переводу с еврейского означает собрание или собирающего, а Магог — возвышение или возвышенного, и что этими именами означается собрание народов или их превозношение. Мы знаем, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, говоря: приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иез. 39,9). Эти же слова некоторые толковники относили к битве ассириян с Сеннахиримом при Езекии. Но то событие было задолго до пророчества Иезекииля. Другие относят их к поражению напавших на Иеросалим народов, когда иудеи хотели обновить и укрепить стены этого города после Вавилонского плена по повелению Кира персидского и потом Дария. Или же это относят к войскам Антиоха, побежденным Маккавеями. Но известно, что пришествие этих народов соответствует более всего последним временам, потому что в священных книгах нигде не упоминается о войнах иудеев со скифами, говорится только войнах с соседними народами, которые завидовали их внезапному обогащению. И еще потому, что о Гоге сказано, будто бы он готовится от древних времен и придет во времена последние, и, наконец, потому, что в этом Откровении, предсказывающем будущее, сказано, что Гог и Магог явятся при кончине мира.
Апрингий:
Когда награды всех блаженных исполнятся и усовершатся, к единому Началу - к Господу нашему Исусу Христу - все будет приведено и в Нем будет всякая неизменность. Сатана будет освобожден из темницы своей, то есть даже сама тьма освободится от него, и в то же самое время творец тьмы и исчезнет, и пойдет в вечную погибель.
(Трактат на Откровение. CCSL 107:79)
***
Здесь обольщать - значит разсеивать, и портить, и вести за собой в погибель. То есть всех грешников, которых он обольстил на краях земли, собранных вместе с ним в одной погибели, он обрекает на вечные мучения. Ибо Гог переводится как кровля, а Магог - как от кровли, или от крыши. Всякий, кого он вознес и привел ко греху своей гордыни или поднял на кровлю высокомерия, или кто был признан сошедшим с этой крыши и высоты его возвышения, - все они одновременно примут одно осуждение и огонь вечный. Когда он говорит: собирать их на брань, он описывает будущее вместо прошлого. Ибо брань в известном смысле означает, что грешники противятся добрым делам. И поскольку грешников много и даже очень, он прибавляет: число их как песок морской.
(Трактат на Откровение. CCSL 107:79-80)
Экумений:
Когда Господь, осуществив домостроительство во плоти, вознесся на небеса, дьяволу предстояло быть освобожденным от оков и вновь обольщать народы, ибо сказано прежде, что устраняет действие дьявола пребывание Господа с людьми (Ср. 1 Ин. 3,8; Евр. 2,14). Конечно же, когда Господь возносится на небеса, дьявол творит то, что ему свойственно и привычно, и люди на земле как пользовались свободой, так и продолжают пользоваться; ибо дьявол стремится всех разсеять. Но одни поддаются убеждению, а другие, не поддаваясь, вступают с лукавым в сражение.
Однако кто-то, возможно, скажет: "А почему дьяволу, которого некогда стеснили и чьим страстным устремлениям воспрепятствовали при телесном пришествии Господа, вновь будет позволено нас, тех, кто на земле, обольщать? Не лучшим ли было сковать его, а людям остаться вне заблуждения?" На это следует говорить, что, собственно, почему бы лучше не сказать о причине возникновения дьявола или о том, почему, возникнув и став на преступный путь, он не был целиком уничтожен, и тогда не было бы ему доступа к людям? А как, о любезнейший, стали бы тренироваться борцы, если бы не с кем было состязаться? Как же и силу им показывать, если нет противника? Ведь нерадивые и податливые на увеселения люди сами по себе злополучны, присутствует ли дьявол, смущая их, или нет. Божьи же люди, конечно, чистые сердцем атлеты, подпали бы напраслине, не будь их мужество в претерпевании страстей на виду. Получается, что и ленивым не принесло бы пользы отсутствие сатаны, и усердные наибольшую получили бы укоризну. Ибо сатана, известным образом, наставник людей в гимнастике, предлагает состязающимся повод для победного триумфа.
Ты же пожелал, ради меня и себя, чтобы служители греха получили бы волю и отпали бы еще более для того, чтобы нам не подвергнуться ни малейшему, или почти никакому, воздействию дьявола. Тогда лишились бы славы патриархи и пророки, апостолы и евангелисты и те, кто стойко остался свидетелем Христа вплоть до пролития своей крови и сохранил благородство ради Него, а еще и исповедников, и замечательных пастырей, руководящих церквями, и наиболее терпеливых аскетов, и всех праведников, достигших зрелости в вере Христовой, - тех, которых этот мир не был достоин (Евр. 11,38).
Таким образом, и благородные и чистые нравом борцы смягчают наказание для грешников, которым причиняется полностепенный вред; ведь один честный ценится Богом выше, чем тысяча отвергающих Его. Стало быть, в обоих случаях было сделано прекрасно и боговдохновенно - и воспрепятствование духовного нападения дьявола во время пришествия Господа, и освобождение его для соблазнения людей после восхождения Господа на небеса. Ибо если бы позволено было сатане проявить себя в полноте действия, когда Господь пребывал на земле, то он помешал бы людям достичь высоты Божественного учения, и никто не смог бы узнать, кто есть Бог истинно и по природе, и что такое непорочное Его служение, и что есть зло и добро; но также и крест Ему он подготовил бы прежде времени, прежде чем началось учение. Произойди такое, и Вочеловечение Господа, и столь удивительное таинство его не возымели бы действия, а лучше сказать, были бы безполезными.
(Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 221.19-223.23)
***
Об этих Гоге и Магоге сообщал и божественный Иезекииль, говоря о том, что пагубные пагубно погибнут (См. Иез. 38,8). Это некие народы, которые будут предводительствовать над народами при последних временах, ибо теперь их нет; или это некоторые из ныне бытующих народов, называемые в Божественном Писании иными именами. Они будут собраны богопротивным сатаной против служителей Христовых.
(Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 225.14-20)
А.П. Лопухин:
Отдел XX гл. с 7-10 ст. сообщается Иоанном не в форме видения, но в форме пророчества. Пророческому взору Иоанна было открыто, что по прошествии тысячи лет, на которые сатана (диавол) был заключен в бездну, он снова будет освобожден из этой темницы, из своего состояния связанности в его деятельности. Диавол назван здесь сатаною, каковое название характеризует его со стороны его боговраждебности, со стороны его постоянного стремления препятствовать людям воспринимать Божью благодать. Этот эсхатологический момент освобождения сатаны из бездны нужно рассматривать (ср. Откр. 9,1-11; Откр. 11,7) как ту самую деятельность диавола, которую он проявит пред концом мира, когда он для большего успеха воспользуется личностью антихриста и его лжепророка. Сатана выходит, т.е. открыто Августин "О граде Божьем" 10:11 проявляет себя обольстителем земных народов (ср. Откр. 9,11; Откр. 13,1). В 7 ст. обольщаемые народы названы Гогом и Магогом. С именами Гога и Магога мы встречаемся и в Священном Писании, и в Священном Писании Ветхого Завета. Магог - это имя одного из сыновей Иафета (Быт. 10,2) и страны (Иез. 39,6), царем которой был Гог (Иез. 38,15-16). Имена Гога и Магога нужно рассматривать как указание на представителей народов, бывших орудием Божьей казни, и должны говорить нам о воинственности и жестокости этих народов. Они изображаются находящимися на четырех углах земли; это, значит, все народы вселенной, которыми будет пользоваться диавол чрез антихриста в своей боговраждебной деятельности. Нечестивые народы последнего времени, возбуждаемые диаволом и руководимые антихристом, соберутся на брань против святых (стана) и против возлюбленного города.
(Толковая Библия)
Культурно-исторический комментарий:
Безрассудство Гога и Магога
Гог, князь в земле Магог, появляется в книге Иезекииля (Иез. 38,39) как последний враг Израиля, после того как Израиль был собран и, возможно, в процессе воскрешения мертвых (гл. 37). Хотя исследователи спорят, кого имел в виду Иезекииль, они согласны с тем, что враги эти придут с севера (как и все другие враги Израиля в этот период); Иосиф Флавий отождествлял их со скифами. Гог и Магог постоянно встречаются в еврейских текстах как последние серьезные враги Израиля (у раввинов, вапокалиптических текстах и в "Свитках Мертвого моря").
Многие иудейские учителя ожидали массового обращения язычников в иудаизм в мессианскую эпоху, после чего, по их представлениям, должно было последовать массовое отступничество во времена Гога и Магога. В Свитках Мертвого моря войска языческих народов названы армией Велиара (сатаны), хотя данный текст в большей степени отвечает сражению, описанному в Отк. 19.